Как воспитать вежливость в детях?
Вежливость является тем самым качеством, которое всегда будет в моде. Вежливость подразумевает уважение к окружающим людям на высоком уровне. Если ребенок вежлив по отношению к окружающим и родственникам, то он в первую очередь вежлив по отношению к самому себе. Но, нельзя путать два понятия – вежливость и послушание. Вежливость — это соблюдение правил, которое навязывает общество. Вежливость в первую очередь должна исходить из усвоения основных принципов жизни ребенка в обществе. Человек должен быть вежлив как дома, так и за его пределами. Ребенок тренируется в проявлении вежливости в школе, и других социумах. Вежливым ребенок становится по достижению определенного уровня сознательной и психологической зрелости. Ребенок будет стараться сам по себе быть вежливым, когда обратит внимание на то, что к нему лучше относятся и быстрее исполняют просьбы. Первое, что должен усвоить ребенок, это говорить два простых слова «спасибо» и «пожалуйста».
Основные постулаты, которые нужно привить ребенку:
• Вежливо здороваться первым.
• Не перебивать разговор;
• Стучаться в двери;
• Прикрывать рот ладонью в случае, если ребенок чихает либо кашляет;
• Использовать в лексиконе слово «можно»;
• Не отвечай грубостью на грубость;
• Не создавать неприятных ситуаций другим людям.
Дети сами по себе являются отражением родителей. Если родители воспитанные, то он будет копировать речь и манеру поведения в точности до нюансов. В противном случае, если в родителях не заложены основы вежливости, то и ребенок будет расти в соответствии с примером таких родителей. Однако, это не означает, что не нужно воспитывать вежливость в ребенке намеренно. Если в ребенке воспитывать вежливость и при этом показывать на своем примере, то ожидаемый эффект будет быстрее. По мере взросления, вежливый ребенок будет лучше отличать добрых и злых людей, отличать добро от зла, плохое от хорошего. Ниже приведены основные принципы, которым необходимо научить ребенка:
• Следить за чистотой и правильностью речи;
• Не причинять дискомфорт собеседнику;
• Научиться слушать, а не только говорить самому;
• Проявлять тактичность в отношении своего собеседника;
• Научиться искусству извинения;
• Научиться проявлять искренний интерес к собеседнику и его жизни;
• Не быть навязчивым;
Но как бы там ни было, родителям бывает приходится краснеть за поступки своих детей. В особенности когда ребенок пытается донести свою правоту.
Нужно методично и деликатно объяснить ребенку, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Как говорится «вода камень точит». И при многократном повторении, и усвоении ребенком принципов поведения в обществе, в один из прекрасных дней родители могут гордиться своим ребенком. Нужно донести до ребенка, что правда это хорошо, но не всегда и не все время нужно говорить правду, поскольку она может задеть чувства и эмоции собеседника.
Вежливость неотделима от понятия уважение, поэтому эти два качества необходимо в ребенке воспитывать одновременно. Постепенно вежливость должна стать нормой для ребенка. Процесс воспитания вежливости требует времени и сил, но результат стоит потраченной энергии. Нужно дать ребенку понять границы дозволенного, а также азы нормы поведения в обществе. Вежливый ребенок проще адаптируется в обществе, а также проще усваивает процесс социализации при контакте с окружающей действительностью и людьми. С детских лет у ребенка необходимо сформировать запас вежливых слов, которыми он будет пользоваться.
Чтобы ребенок был вежлив с окружающими и с родителями, родителям нужно вежливо и деликатно обращаться со своим ребенком. Личный пример всегда заразителен, и ребенок скопирует модель поведения, которую он видит между родителями. Также крайне важны отношения между родителями. Если у супругов добрые и доверительные отношения, ребенок будет копировать именно такую манеру поведения. Усвоим однажды правильную модель поведения, другая модель поведения для ребенка будет недопустима, и азы вежливости, которые родители вложили в ребенка останутся с ним на всю жизнь.